пятница, 14 марта 2014 г.

Квалификационный образ архивиста, знания и навыки которого, чужды российским коллегам. Навстречу профессиональному стандарту (начало)

Приказом Минсоцздравразвития РФ от 11 апреля 2012 № 338н были утверждены должностные обязанности и области знаний «Архивиста» в составе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих России.

Должностные обязанности (по ссылке).
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты РФ, регламентирующие отношения в сфере архивного дела; нормативные и методические документы, касающиеся деятельности архива; вспомогательные исторические дисциплины; текстологию; состав и содержание комплекса документов, хранящихся в архиве; системы хранения и классификации архивных документов; нормативы условий и режимов хранения документов; виды справочно-поисковых средств архива; основы организации труда; порядок составления планово-отчетной документации; отечественный и зарубежный опыт в области архивоведения и документоведения; основы документационного обеспечения управления; основы применения компьютерной техники; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Источник:
http://archives.ru/documents/other/prikaz-ekd-qualification.shtml

В мировой же практике имеется ряд аналогов российскому Единому квалификационному справочнику, которые послужили мощной базой для развития целой отрасли – описание и оценка должностей.

Однако, аналог не в пользу России! Хотя бы по подходу, согласно которому изучаются: - физические требования, в числе которых требования к силе, речи, наблюдательности; - параметры работника, в числе которых уровень обучения, установки и личные качества; - функции работника, в числе которых поддержание связей с другими работниками, информацией и предметами; - материалы, в числе которых продукция, а также цели работы и ее результаты; - рабочая область, то есть набор средств для достижения целей, а также различные механизмы, техника и инструменты.

Предлагаю вниманию свой адаптивный перевод должностных обязанностей, описания задач, элементов знаний и навыков «Архивиста»:

Оценивает и систематизирует сохранившиеся записи и исторические ценные документы, участвуя в научно-исследовательской деятельности на основе архивных материалов, организуя сохранность архивных документов и материалов: анализирует документы, такие как правительственные записи, протоколы корпоративных заседаний советов директоров, письма известных персон, а также уставы некоммерческих фондов, по дате написания, автору или адресату письма, устанавливая их оценку значимости для поколений или организации-работодателя.

Организует деятельность работников, занятых каталогизацией и хранением ценных материалов, а также определяет характер малоценных материалов. Готовит или организует подготовку описания документов и справочных пособий для внутри архивного использования, таких как описи, указатели, справочники, библиографии, исторические справки, и микрофильмы копий документов. Организует систематизацию и отсылочную индексацию отобранных документов в алфавитном и хронологическом порядке. Консультирует государственные учреждения, ученых, журналистов и других, которые проводят исследования, поставляя доступные материалы и информацию, профильную архивами, а также политическому, экономическому, военному и социальному периоду истории. Запрашивает или рекомендует соответствующие материалы, имеющиеся в библиотеках, частных коллекциях, или др. архивах.

Отбирает, готовит документы для публикации и выставки, в соответствии со знанием предмета, литературным или журналистским навыками, методами представления и демонстрации. Может быть обозначен, согласно тематике специальности, как архивист экономической истории; архивист военной истории; архивист политической истории, или, в соответствии с характером места работы, как архивист некоммерческого фонда (некоммерческая организация). В небольших организациях может руководить библиотекой.

Задачи Архивиста: 1. Организует деятельность работников, занятых в каталогизации и хранении ценных материалов, утилизацией малоценных материалов. 2. Организует систематизацию и отсылочную индексацию отобранных документов в алфавитном и хронологическом порядке. 3. Готовит описания документов и справочные пособия для внутри архивного использования, таких как описи, библиографии, справочники, и микрофильмы документов. 4. Организует комплектование и физическое размещение новых материалов.

5. Анализирует документы по дате написания, автору или адресату, устанавливая их оценку значимости для поколений. 6. Устанавливает руководящие принципы о доступе общественности и использовании материалов. 7. Отбирает, готовит документы для публикации и выставки, в соответствии со знанием предмета, литературным или журналистским навыками, методами представления и демонстрации. 8. Запрашивает или рекомендует соответствующие материалы, имеющиеся в библиотеках, частных коллекциях, или других архивах. 9. Консультирует государственные учреждения, ученых, журналистов и других, которые проводят исследования, поставляя доступные материалы и информацию.

Знания Архивиста (элементы ранжируются по степени важности): 90 История и археология: Знание прошлых исторических событий и их причин, индикаторов, и влияния конкретных цивилизаций и культур. 60 Администрирование и управление: Знание принципов и процессов, связанных с бизнесом и организационным планированием, координацией и исполнением. Это включает в себя стратегическое планирование, распределение ресурсов, моделирование трудозатрат, методы руководства и производства. 60 Английский язык: Знание структуры и содержания английского языка, в т.ч. значение и написание слов, правила композиции и грамматики. 55 Канцелярия: Знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как: системы обработки текстов, создание файлов и систем управления документами, стенография и транскрипция, формирующие принципы проектирования и др. офисные процедуры и терминология.

40 Коммуникации и СМИ: Знание приемов и методов производства СМИ, связи и распространения, включая альтернативные способы информирования и развлечения с помощью письменных, устных и визуальных средств массовой информации. 35 Математика: Знание чисел, их операций и соотношений, включая: арифметику, алгебру, геометрию, счисления, статистику и их применения. 35 Компьютеры и электроника: Знание электрических схем, процессоров, чипов, компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая приложения и программирование.

30 Социология и антропология: Знание группового поведения и динамики, общественных тенденций и влияний, культур, их истории, миграции, этнической принадлежности и происхождения. 25 Телекоммуникации: Знания о передаче, вещании, коммутации, управления и эксплуатации телекоммуникационных систем. 25 Философия и теология: Знание различных философских систем и религий, включая их основные принципы, ценности, этику, способы мышления, обычаи и практики, а также их влияние на человеческую культуру. 20 Образование и тренинг: Знание базовых методов обучения и техники тренинга, включая принципы разработки учебных программ, теории обучения, групповых и индивидуальных методов обучения, проектирование индивидуальных планов развития, а также принципов проведения тестирования.

20 Психология: Знание человеческого поведения и производительности, психических процессов, психологических методов исследования, а также оценки и лечения поведенческих и аффективных расстройств. 20 Общественная безопасность и охрана: Знание оружия, общественной безопасности и охранных мероприятий, нормы, правила, меры предосторожности, профилактика и защита людей, данных и имущества. 20 Экономика и бухгалтерский учет: Знание экономических и бухгалтерских правил и практики, финансовых рынков, банкинга, анализа и представления финансовых данных. 15 География: Знание различных методов описания местоположения и распределение сухопутных, морских и воздушных масс, включая их физическое местоположение, отношения и характеристики.

15 Клиентура и персональные услуги: Знание принципов и процессов обеспечения интересов клиентов и личные услуги, включая методы оценки потребностей, стандартов качества обслуживания, альтернативных систем доставки и методов оценки удовлетворенности клиентов. 15 Законодательство, государственное управление и юриспруденция: Знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, правительственных постановлений, распоряжений, правил агентств и демократического политического процесса. 15 Персонал и людские ресурсы: Знание политики и практики, связанных с функциями персонала/человеческого ресурса. Это включает в себя правила найма, отбора, обучения и продвижения по службе и процедур; компенсации и пакетных льгот; трудовых отношения и стратегии ведения переговоров, а также информацию о системах персонала. 10 Иностранный язык: Знание структуры и содержания иностранного (не английского) языка в т.ч. о значении и написании слов, правила композиции и грамматики, а также произношения.

10 Изобразительное искусство: Знание теории и методов, необходимых для производства, создания и выполнения музыки, танца, изобразительного искусства, драматургии и скульптуры. 10 Транспорт: Знание принципов и методов для перемещения людей или товаров воздушным, железнодорожным, морским, или дорожным, в том числе их относительных затрат, преимуществ и ограничений. 10 Добыча и переработка: Знание потребностей, добычи, сырья, отходов, контроль качества, затрат и методов для максимизации производства и распределения товаров. 5 Продажа и маркетинг: Знание принципов и методов, применяемых в демонстрации, содействии и продаже товаров или услуг. Это включает в себя маркетинговые стратегии и тактики, демонстрацию продукции и методы продаж, и системы управления продаж.

5 Инженерное дело и технологии: Знание оборудования, инструментов, механических устройств и их использования для производства движения, мощности, питания, технологии и других приложений. 5 Дизайн: Знание методов проектирования, принципов, средств и инструментов, вовлеченных в производство и использование точных технических планов, чертежей, рисунков и моделей. 5 Механика: Знание станков и инструментов, в том числе их конструкций, применения, преимущества, ремонта и технического обслуживания. 5 Химия: Знание состава, структуры и свойств веществ, химических процессов и преобразований, которые они проходят. Это включает в себя использование химических веществ и их взаимодействий, знаки опасности, технологии производства и способы контроля.

5 Медицина и стоматология: Знание информации и методов, необходимых для диагностики и лечения травм, заболеваний и деформаций. Это включает в себя симптомы, варианты лечения, свойства наркотиков и взаимодействия, меры профилактики здравоохранения. 5 Терапия и консультирование: Знание информации и методов, необходимых для восстановления физических и психических заболеваний и обеспечения профессиональной ориентации, в т.ч. альтернативных методов лечения, реабилитационного оборудования и его правильного использования, методов оценки эффективности лечения.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий