вторник, 1 октября 2013 г.

«Столб позора», обнаживший методологические лакуны в совместной выставочной деятельности цифровой архивной информации стран СНГ

В развитие постов:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/08/blog-post_2149.html
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/12/blog-post_26.html

Как то странно представлена информация о совместной российско-украинской документальной выставки «Одесса в конце XVIII - начале XX веков». В отличие от Украины, в России она (пока?) позиционируется почему-то исключительной с вещной или материальной формой представления документов для публичного доступа наций. Отмечается, что выставка подготовлена в соответствии с Планом совместных мероприятий Росархива и Гос архивной службы Украины на 2011-2013. Запланирован показ выставки не только в Одессе, но и в Санкт-Петербурге.

См. план:
http://archives.ru/international/plan/Ukraine.shtml

Источник:
http://archives.ru/press/27-09-2013-odessa.shtml

На официальном же сайте Гос архивной службы Украины размещена ссылка, благодаря которой всем землянам предоставляется возможность получить доступ к экспонатам.

Источник:
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/index_2.php

И, получив доступ… содрогнуться в ужасе от качества электронных образов документов. Для примера я привожу скиншот актовой записи в метрической книге Одесского городского раввината о рождении знаменитого советского эстрадного артиста, певца, руководителя оркестра и киноактера Леонида Осиповича Утесова (Лазаря Иосифовича Вайсбейна). Кстати, обратите внимание на то, что день рождения Л.О. Утесова не 15, а 16 марта. И это документально удостоверяется!

Красным цветом я специально обозначил сшив метрической книги Одесского городского раввината, который, судя по всему, аж лопнул от усилий при фотографировании страниц уникального источника. По крайней мере, мне этот варварский процесс видится так именно благодаря фотографии.

А каково качество «диплома Одесского отделения Русского Технического Общества на бронзовую медаль М.Б.Тарадаша, экспонента Всероссийской выставки, состоявшейся в 1910 г. в Одессе» 1911, «плана и проспекта Гаджибеевского замка 1784 и большинства документов!

Источники:
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/Odesa/index.php?25
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/Odesa/index.php?33
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/Odesa/index.php?1

Что за технологии, которые использовались при подготовке международной выставки? Не случайно, в апреле 2012, в своем посте «До 25-рiччя Одеськоï Гуморини, или об эффективности внедрения электронного архива в уменьшении нагрузки его охранников», я обращал внимание на фото-формат научно-справочного аппарата (НСА):

«Уж коли НСА предназначен для всеобщего доступа, то следует учитывать программное обеспечение, используемое потребителем (например, интернет-браузер). На слайде к посту вы можете наглядно увидеть, как отобразилась информация описи, автоматически растянувшаяся в линейную форму. Историки и ученые в ужасе отпрянут от мониторов, не понимая зависимость электронных образов от результатов тестирования. Убедитесь, выбрав опись 60 фонда № 1…

Другими словами: на HTML страницах некоторых описей размещены все образы страниц, без постраничной разбивки и предварительного просмотра. Понять структуру такой описи сможет далеко не каждый! Кроме того, не представлена каталожная система пофондового описания, где (предположим) предусматривается регистрационная карточка на фонд, содержащая хотя бы краткую аннотацию фонда и др. реквизиты (поля), описывающих то, что именуется метаданными. Отсутствуют исторические справки, предисловия к описям. Прекрасно, что «общий объем доступных сегодня цифровых фотокопий составляет более 500 тыс. файлов», но почему такое «низкое» их фото качество?»

Источник:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/04/25-i-i.html

И на таком фоне, прямой противоположностью в своем качестве, представлены электронные образы документов российских архивов: РГАДА, РГИА, РГВИА. Небо и земля! Отличен и порядок описания архивных документов, выставляемых на международную арену.

В конечном счете, речь идет, с моей точки зрения, об отсутствии методологических типовых требований в совместной экспозиции цифровой архивной информации стран СНГ.

Источники:
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/RGADA/
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/RGIA/
http://www.archives.gov.ua/Sections/Odesa/RGVIA/

По наводке коллеги, я посмотрел обсуждение темы «Госреестр уникальных документов», развернувшееся на форуме портала «Архивы России» с весны 2013

http://forum.rusarchives.ru/showthread.php?t=5628

и полностью разделяю предложение участника форума KommE, поддержавшего aradchenko, «…который отметив «100%-ю проверку на идентичность по цвету и другим параметрам» электронных образов уникальных штучных на всю Россию документов, подсказал следующую необходимость – представление актов на соответствие в процессе сканирования.

Возможно, было бы важно для истории сохранить информацию о технологиях, использованных в сканировании».

Видимо такое требований должно входить в непременные обязанности сторон, участвующих в совместных международных выставках цифровой архивной информации стран СНГ.

Фото Госархив Одесской области Украины, ф. 39, оп. 5, д. 75 (лист не указан) www.archives.gov.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий